Ямочный ремонт
Всесезонное интенсивное использование дорожной сети для движения автотранспорта и перевозки грузов приводит к износупокрытий. Срок службы и надежность асфальтобетонных дорог ограничивается и низким качеством выполнения инженерных, дорожно-строительных и укладочных работ.
Периодически возникающие малозаметные препятствия (трещины, выбоины, неровности) и ямы, снижают скоростной режимна магистралях, создают предпосылки к поломкам ходовой части автотехники и повышают аварийность.
Выявление факторов риска на дорогах, связанных с их износом, осуществляется по критериям ГОСТ Р-50597-93 и площади поврежденных участков. Дороги с интенсивностью до 1000 автомобилей в сутки подлежат ямочному ремонту при площади повреждений 1,5-2,5 кв.м на 1000 км. На автомагистралях с повышенной пропускной способностью требования снижаются до 0,3-1,5 кв.м. В период весенней распутицы верхние границы допуска увеличиваются соответственно до 7 и 3,5 кв.м.
Плановый ремонт начинают в конце весны, с наступлением устойчивой сухой погоды. В экстренных случаях, несмотря на погодные условия, может проводиться ликвидация выбоин и ям размером более 60х15х5 см.
Подготовка участка дороги к восстановлению
Установленный срок службы покрытия восстановленного дорожного должен составлять не менее 3-4 лет. Технологический процесс подготовки ямочного ремонта заключается в вырубке асфальтового покрытия на всю его глубину, по контуру ямы, отступая от краев на 15 см. Ровные и четкие границы выбоины, в зависимости от величины, создаются с использованием ручных нарезчиков швов или самоходных дорожных фрез. В отдельных случаях применяется отбойный молоток пневматического или гидравлического типа.
После очистки и продувки дна и вертикальных стенок воздухом из компрессора, они проливаются тонким слоем битума или эмульсии из передвижного битуморазогревателя, разбрызгивателя или автогудронатора. Небольшие ямы грунтуются из емкости-пульверизатора.
Нарушение стандартной технологии сокращает срок эксплуатации в 4 раза и ведет к дополнительным финансовым затратам.
Приемы и способы ликвидации дефектов дорог
Технологический процесс ямочного ремонта асфальта предполагает оперативную заделку повреждений имеющимися материалами, гарантирующими высокие показатели плотности и прочности покрытия по методу:
1. Заделки ям горячей асфальтобетонной смесью, применяемой для строительства большинства дорог. Доступность материала и простота ее изготовления на широкой сети заводов делает метод наиболее эффективным и надежным.
2. Ремонта с использованием холодных жидких битумных смесей и эмульсий. Заделка ведется строго по сырой поверхности и может быть применима в зимних условиях. Здесь требования к качеству упрощены, что делает метод всесезонным и экономичным.
3. Восстановление покрытий с использованием специальных битумных, полимерных и цементных вяжущих смесей. Производство этих смесей не всегда доступно. Они применимы в случаях срочных аварийно-восстановительных работ на цементобетонных, мостовых, эстакадных или других покрытиях.
Сравнительный анализ методик показывает, что прочность и устойчивость к воздействию влаги холодного асфальтобетона на жидком битуме в 3 раза ниже горячего. На этом основаны и требования к его использованию при ямочном ремонте дорог3 и 4 категорий. Дороги 1-2 категорий ремонтируют с использованием методики применения горячей смеси.
Специальные битумно-полимерные смеси более надежны и применимы на всех типах дорог. Выбор методики ямочного ремонта предоставлен заказчикам и подрядчикам работ, исходя из наличия средств и важности путепровода.
Основные направления ямочного ремонта асфальта
Для достижения максимального эффекта, заделка ям на дороге производится смесями, которые по составу, прочности и устойчивости к деформации сходны с материалом ремонтируемой поверхности. Доставка асфальтобетонной смеси с завода на место работ проводится специальными машинами, оборудованными термосными бункерами, способными сохранить рабочую температуру ремонтного материала. Возможно использование горячей смеси, приготовленной из асфальтобетоннойкрошки в специальных машинах - рециклерах, дающих экономический эффект в 50 процентов.
Уплотнение заполненной смесью ямы до уровня основного покрытия, производится виброплитами или катками. Для движения автотранспорта дорожная магистраль открывается после остывания смеси до температуры в 30 градусов. Ускорить процесс возможно методом разлива воды на отремонтированную поверхность.
Опубликовано: 16/03/2016
Вернуться к списку статей